воскресенье, 8 января 2017 г.

Книга в помощь

Заканчиваются новогодние каникулы, расслабленный праздничный режим,  и уже завтра нам предстоит окунуться в дела, продолжить решение прошлогодних задач, столкнуться с новыми задачами, не только в профессиональной деятельности, но и в пространстве личной жизни.
В этом сообщении я предлагаю вам анонс книги, которая может стать помощником в построении успешного общения с собеседником, а также поможет справится с собственными ограничивающими убеждениями: Роберт Дилтс "Фокусы языка" (изменение убеждений с помощью НЛП).
Книга настолько интересная и полезная, что хочется коснуться каждого раздела, постараюсь избежать этого соблазна, иначе пост. будет неимоверно длинным.


Сначала общие характеристики: 
  • книга серии "Сам себе психолог", 
  • автор - Роберт Дилтс, которого называют гением нейро - лингвистического программирования (НЛП);
  •  перевод с английского А.Анистратенко под науч. редакцией М.Гринфельда.
В тексте - множество интересных примеров и упражнений для лучшего усвоения материала. Изложение простое, психологические термины поясняются здесь же, в крайнем случае, всегда нам в помощь интернет.

Для кого нужна эта книга? Из предисловия - для тех, кто хочет научиться главному - говорить нужные слова в нужное время. Смысл в том, что определенные речевые шаблоны (паттерны) способны преобразовывать убеждения и восприятие какой -либо ситуации, кардинально меняя наши реакции на неё. Постигнув "фокусы языка" мы откроем для себя новые возможности.

"В основе "Фокусов языка" лежит магическая сила слова. Язык явля ется одним из ключевых компонентов, из которых мы строим наши внутренние модели мира. Он способен оказывать огромное влияние на то, как мы воспринимаем реальность и реагируем на нее".

"Краеугольным камнем «Фокусов языка» и подхода к языку, принято го в НЛП, является положение о том, что «карта не тождественна территории». Этот принцип был впервые сформулирован основателем общей семантики Альфредом Кожибски (1879–1950). Он отражает фундаментальные различия между нашими «картами мира» и самим миром".

"Карта мира" каждого человека  формируется с помощью языка и репрезентативных сенсорных систем как результат нашего повседневного опыта.
Различия между людьми, эффективно или неэффективно реагирующими на окружающий мир, являются в значительной степени функцией их внутренней модели мира.
...люди закрывают глаза на существующие возможности, которые кажутся недоступными в их моделях мира."

"...если ты способен обогатить или расширить свою карту, в той же самой реальности ты увидишь больше альтернатив. В конечном итоге ты станешь более мудрым и удачливым во всем, чтобы ты ни делал".

Читая книгу, ловила себя на мысли, что некоторые инструменты "фокусов языка" использовала интуитивно, или  наблюдала, как их используют другие люди.

"В общих чертах паттерны «Фокусов языка» можно охарактеризовать как изменение языковых фреймов (от англ. frame — рамка), влияющее на убеждения и ментальные карты, на основании которых эти убеждения построены. Эти паттерны позволяют людям «помещать в рамки» свое вос приятие тех или иных ситуаций или переживаний, по- новому «расставлять в них знаки препинания» и оценивать их с других точек зрения".

Приведу несколько примеров. Это будут достаточно большие выдержки из текста, чтобы читатель смог оценить язык книги и понять структуру изложения материала.

  • "Переформирование при помощи фрейма (рамки) "даже если". 
Слова служат не только для воспроизведения нашего опыта. Часто они помещают его в своеобразную рамку, в которой одни аспекты выдвигаются на передний план, а другие служат им фоном. Рассмотрим, например, соединительные слова «но», «и/а» и «даже если». Когда мы
связываем свои идеи или переживания с их помощью, слова заставляют нас фокусировать внимание на различных аспектах одних и тех же переживаний. Фраза «Сегодня светит солнце, но завтра будет дождь» вызывает в нас озабоченность завтрашним дождем, при этом мы прак тически не учитываем тот факт, что сегодня солнечно. Если связать эти же утверждения словом «а»: «Сегодня светит солнце, а завтра будет дождь», то смысловое ударение падает в равной степени на оба события. 
Если же сказать «Сегодня светит солнце, даже если завтра будет дождь», то наше внимание будет сфокусировано на первом утверждении, а второе останется на заднем плане." 

Далее идет подробный разбор примеров ситуаций с пояснениями, а в заключение делается вывод-обобщение и дается практическое задание.

"Умение распознавать вербальные паттерны позволяет нам создавать языковые средства, которые могут помочь нам повлиять на смысл наших переживаний. Примером такого инструмента является переформирование при помощи фрейма «даже если». Этот паттерн заключается в простой замене слова «но» на фразу «даже если» в любом предложении, где слово «но» уменьшает или «обесценивает» позитивное переживание.

Задание
Попробуйте использовать его по следующей схеме:
1. Найдите утверждение, в котором позитивное переживание «обесценивается» словом «но».

Пример: Я нашел выход из проблемной ситуации, но она может повториться вновь.

2. Замените «но» на «даже если» и посмотрите, на чем сфокусируется ваше внимание.

Пример: Я нашел выход из проблемной ситуации, даже если она может повториться вновь.
Эта структура позволяет нам удерживать внимание на позитивных моментах, сохраняя при этом взвешенную точку зрения. Данный прием оказался очень эффективным в работе с теми, кто склонен к использова нию паттерна (языкового шаблона) «да, но...».

  •  "Изменение размеров фрейма"
Паттерн «изменения размеров фрейма» позволяет напрямую применить этот принцип к восприятию многих ситуаций или переживаний.
Он предполагает переоценку (или подчеркивание) значения конкретного поступка, обобщения или суждения в новом контексте. Таким контекстом может стать более длинный (или короткий) отрезок времени, точка зрения большего числа людей (или другого человека), а также более или менее широкий взгляд на вещи. Событие, кажущееся нам невыносимо болезненным, если думать о нем в связи с нашими желаниями или ожиданиями, может выглядеть почти банальным, если сравнивать его со страданиями других людей.

Задание
Испытайте действие этого паттерна на себе по следующей схеме.

1. Представьте ситуацию, которую вы оцениваете как сложную, связанную с разочарованием или неприятными переживаниями.
Ситуация:______________________________________________________________________ 

2. Определите фрейм, в котором вы ее воспринимаете (например, непосредственный результат, долговременные последствия, отдельный человек, группа, сообщество, прошлое, будущее, конкретное событие, целостная система, как взрослый, как ребенок и т. д.).

Текущий фрейм:_________________________________________________________________

3. Измените размер фрейма, расширяя или сужая его так, чтобы включить больший промежуток времени, большее число людей, более крупную систему и т. д. Затем сузьте его так, чтобы сконцентрировать на одном конкретном человеке, ограниченном временном промежутке, отдельном событии и т. д. Обратите внимание на то, как изменяются ваши оценки и восприятие этой ситуации. То, что в коротком временном промежутке кажется нам неудачей, впоследствии нередко видится как необходимая ступенька к успеху. (В частности, если осознать, что все рано или поздно проходят через те же затруднения, что и ты, то проблемы могут показаться уже не такими неразрешимыми.)

4. Какой из новых фреймов, долговременных или краткосрочных, включающих большее или меньшее число людей, более или менее широкий взгляд на вещи, позволяет вам сменить свою оценку ситуации на более позитивную?

Новый фрейм:___________________________________________________________________

  • Вторая позиция как способ увидеть ситуацию с точки зрения другой модели мира.
Еще одной простой, но действенной формой рефрейминга является переосмысление ситуации, переживания или суждения в рамках другой модели мира. С точки зрения НЛП легче и естественнее всего сделать это, поставив себя на место другого человека или заняв так называемую вторую позицию.
Занятие второй позиции подразумевает переключение на точку зрения партнера, или на его «позицию восприятия», в рамках конкретной ситуации или взаимодействия. 
Вторая позиция является одной из трех основных позиций восприятия, описанных в НЛП. Она
предполагает изменение точки зрения и взгляд на ситуацию глазами другого человека. Из второй позиции можно видеть, слышать, чувство вать взаимодействие, ощущать его вкус и запах в ракурсе, доступном другому человеку.
Таким образом, вторая позиция означает установление связей с взглядами, убеждениями и допущениями другого человека, а также восприятие идей и событий на основе его модели мира. Способность увидеть ситуацию с точки зрения чужой модели мира нередко дарит возможность новых прозрений и осознания.

Задание
1.Вспомните какую-нибудь ситуацию, в которой вы оказались не на высоте при взаимодействии с другим человеком, хотя знаете, что могли бы вести себя иначе. 

2.Какое обобщение или заключение вы сделали о себе или о другом человеке? Обогатите свое восприятие ситуации и это заключение, осознав их по крайней мере с трех точек зрения, или из трех «моделей мира».

3.Войдите в положение другого человека. Как бы вы воспринимали ситуацию, если бы оказались на его месте?

4.Представьте себе, что вы независимый наблюдатель, не вовлеченный в ситуацию. Что бы вы сказали об этом взаимодействии со своей точки зрения? Как бы воспринял эту ситуацию, например, антрополог, художник, министр, журналист?

Неплохо также вспомнить о ком-нибудь, кто в свое время сыграл для вас роль хорошего учителя или ментора, и посмотреть на ситуацию с точки зрения этого человека.
_____________________________________________________________

Приведенные мной примеры - одни из самых простых инструментов "фокусов языка", и, скорее всего, знакомы многим читателям из личного опыта (может быть неосознанно),   несомненно  педагогам - психологам.

Очень интересна и полезна, на мой взгляд, глава книги "Мысли - вирусы и метаструктура убеждений".
Мысли - вирусы - это ограничивающие убеждения, которые могут сыграть плачевную роль в судьбе человека. Как их распознать и нейтрализовать - подробно, увлекательно, с примерами рассказывает автор.

Завершается книга главой "Применение системы паттернов", в которой автор  на примерах с наглядными схемами рассматривает применение описанных ранее инструментов "фокусов языка".

Уважаемые читатели, надеюсь, что мой анонс вызовет у вас желание познакомиться с этой полезной книгой, а скачать её в электронном виде можно здесь: Роберт Дилтс "Фокусы языка".

Желаю всем легкой адаптации к работе после праздников!:)





8 комментариев:

  1. Спасибо, Ольга Анатольевна, заинтересовали. Есть желание более подробно познакомиться с книгой, поможет ваша ссылка

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, надеюсь, что книга Вам понравится.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Спасибо за пост, обязательно познакомлюсь с книгой. Со Святками Вас!!!)))

    ОтветитьУдалить
  3. Ольга Анатольевна, здравствуйте. Спасибо за анонс этой книги. Книга умная, интересная, действительно, полезная, помогает развивать свои коммуникативные способности, но как мне кажется, для восприятия сложновата и написана простым и доступным языком не для каждого. Хотя увлекает и заставляет оценить свои возможности. Говорить нужные слова в нужное время – это искусство. Есть к чему стремиться. Большой плюс, что много интересных из жизни примеров, увлекательных заданий и упражнений для лучшего усвоения материала, а так было бы скучновато, но это опять - таки чисто субъективно. Хочу отметить, что Вы, Ольга Анатольевна, тоже владеете методом убеждения. Вот интересно, сколько Вы используете в своей речи «фокусов языка».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Васильевна! Спасибо за Ваше мнение и за вопрос!
      Не задумывалась о том, сколько я использую таких методов, пожалуй, что использую неосознанно, а хотелось бы научиться применять знания на практике)) Попробую проанализировать свою речь)

      Удалить
  4. Ольга Анатольевна, спасибо за рекомендации! Присмотрюсь к книге, почитаю.
    У всех аффирмаций ноги из НЛП растут)))
    Мне вспоминается из Пратчетта диалог
    "- Как волшебник, заявляю, что слова имеют силу!
    - Как политик, скажу, что мне об этом известно")))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, мне очень нравится, как пишет Роберт Дилтс, и перевод отличный. Буду рада, если книга окажется Вам полезной.
      Диалог из Пратчетта - просто перл!)

      Удалить